Книги
Г. П. Стулова. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. Москва 1992
В книге исследуются вопросы теории и методики развития голосов детей в возрасте «от рождения до 10 лет».
Автор впервые глубоко рассматривает данный вопрос на стыке различных наук (эстетики, педагогики, физиологии, акустики, психологии др.), что само по себе вносит значительный вклад в теорию вокального искусства, вокальную педагогику и методику вокальной работы с детьми.
Работа адресована, главным образом, учителю музыки, руководителю детского певческого коллектива, студентам музыкально-педагогических факультетов и хоровым отделениям музыкальных вузов.
В. И. Юшманов. Вокальная техника и ее парадоксы. Издание второе. Санкт-Петербург 2002
Монография доцента Санкт-Петербургской консерватории В.И. Юшманова «Вокальная техника и ее парадоксы» — новое слово в теории певческого искусства и вокальной методике. В книге приводятся новые данные о биофизике певческого процесса, впервые рассматриваются вопросы вокальной психологии. Впервые показано, что певческим инструментом (голосовым аппаратом певца) является сам певец.
Л. Б. Дмитриев. Солисты театра Ла Скала о вокальном искусстве. Москва 2002
Книга выдающегося педагога, доктора искусствоведения профессора Л.Б. Дмитриева (1917–1986) посвящена раскрытию творческого кредо выдающихся мастеров вокального искусства — солистов Миланского театра Ла Скала. В нее вошли беседы по проблемам техники пения и другим актуальным вопросам певческой практики. Интервью были проведены в 60–80-х гг. прошедшего столетия.
Книга адресована специалистам-музыкантам, певцам, педагогам, студентам, а также всем, интересующимся вокальным искусством.
Все книги
Статьи
Гигиена речи
«…Развитие речи можно рассматривать как постепенную социализацию голосовой функции, т. е. введение её в весьма жёсткие ограничения, сформированные данным языком в данном социуме. Это касается звуковысотности, силы тона, а, следовательно, режима работы гортани (регистра) и, что особенно важно — длительности.
Протяжные громкие гласные доречевой коммуникации, реализуемые попеременно всеми регистрами в большом диапазоне, постепенно сменяются краткими звуками в доли секунды, чередующимися с согласными и издаваемыми на двух — трёх тонах с небольшой силой. В зависимости от традиций социума, языка и конкретной семьи закрепляется режим работы гортани — грудной или фальцетный, как основной. Свистковый регистр сохраняется в режиме ожидания и используется в экстремальных эмоциональных ситуациях и играх.
Чем старше становится ребёнок, тем реже его голосовой аппарат включается на естественное реагирование голосовыми сигналами доречевой коммуникации…»
ФМРГ — основы применимости в современном мире. Голос, человек и потенциал его деятельности.
«…Если рассмотреть работу менеджера среднего и высшего звена с точки зрения голосовой РЕЧЕВОЙ нагрузки, мы увидим, что это классический случай пресловутой ситуации повышенной голосовой ответственности; иными словами, в данной области профессиональной деятельности нагрузка на голосовой аппарат и голосовую функцию ИЗНАЧАЛЬНО превышает среднюю, привычную для человека в бытовом общении.
Все дальнейшие базовые постулаты нашего метода работы, основываются на двух утверждениях, подтвержденных многолетними медицинскими, социологическими и психологическими исследованиями и являющихся производными постулатов теории и практики ФМРГ…»
Человек и его голос — новое измерение в жизни
Вероятно, всё началось в период так называемой «Оттепели» (1956 — 1968). Некоторые послабления режима в советском обществе, идеология «мирного сосуществования» с Западом, расширение культурных контактов, как с Западом, та и с Востоком (Международный фестиваль молодёжи и студентов — 1957 г.) и многое другое (интересующиеся могут много прочитать по этой теме в сети) создали условия появления у некоторой части общества интереса к собственному внутреннему миру, его содержанию и развитию.
Но почему-то, всячески развиваясь и ища внутреннюю и внешнюю гармонию, мало кто обращает внимание на такую очевидную сторону (или часть) себя, как голос. Обычно его понимают как нечто имманентно себе присущее и «уж какой есть». Обычно рефлексия по поводу собственного голоса возникает у нас когда мы неожиданно слышим свой голос в записи. Мы не узнаём себя, мы не нравимся себе звучащие, мы даже не приемлем себя звучащих ТАК! А КАК надо? А кто же это знает?..
Все статьи