Книги
Л. Б. Дмитриев. Солисты театра Ла Скала о вокальном искусстве. Москва 2002
Книга выдающегося педагога, доктора искусствоведения профессора Л.Б. Дмитриева (1917–1986) посвящена раскрытию творческого кредо выдающихся мастеров вокального искусства — солистов Миланского театра Ла Скала. В нее вошли беседы по проблемам техники пения и другим актуальным вопросам певческой практики. Интервью были проведены в 60–80-х гг. прошедшего столетия.
Книга адресована специалистам-музыкантам, певцам, педагогам, студентам, а также всем, интересующимся вокальным искусством.
Нодар Андгуладзе. Homo cantor — Очерки вокального искусства. Москва 2002
Автор этой книги Нодар Андгуладзе — выдающийся грузинский певец второй половины XX века, чьему искусству рукоплескали Грузия и Россия, Германия и Италия, многие другие страны.
Книга состоит из двух частей. В первой подробно рассмотрены вопросы теории и практики вокального искусства.
Г. П. Стулова. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. Москва 1992
В книге исследуются вопросы теории и методики развития голосов детей в возрасте «от рождения до 10 лет».
Автор впервые глубоко рассматривает данный вопрос на стыке различных наук (эстетики, педагогики, физиологии, акустики, психологии др.), что само по себе вносит значительный вклад в теорию вокального искусства, вокальную педагогику и методику вокальной работы с детьми.
Работа адресована, главным образом, учителю музыки, руководителю детского певческого коллектива, студентам музыкально-педагогических факультетов и хоровым отделениям музыкальных вузов.
Все книги
Статьи
Гигиена речи
«…Развитие речи можно рассматривать как постепенную социализацию голосовой функции, т. е. введение её в весьма жёсткие ограничения, сформированные данным языком в данном социуме. Это касается звуковысотности, силы тона, а, следовательно, режима работы гортани (регистра) и, что особенно важно — длительности.
Протяжные громкие гласные доречевой коммуникации, реализуемые попеременно всеми регистрами в большом диапазоне, постепенно сменяются краткими звуками в доли секунды, чередующимися с согласными и издаваемыми на двух — трёх тонах с небольшой силой. В зависимости от традиций социума, языка и конкретной семьи закрепляется режим работы гортани — грудной или фальцетный, как основной. Свистковый регистр сохраняется в режиме ожидания и используется в экстремальных эмоциональных ситуациях и играх.
Чем старше становится ребёнок, тем реже его голосовой аппарат включается на естественное реагирование голосовыми сигналами доречевой коммуникации…»
Голос как инструмент познания себя и саморазвития
«…Если взглянуть на историю развития цивилизации, то не станет откровением утверждение о том, что в какой-то момент развитие европейской цивилизации пошло по своему, совершенно отличному от остальных пути. Цивилизации Африки, Австралии и Океании нашли свой путь в принципе сохранения, потрясающего консерватизма, который позволяет многим народам означенных частей земного шара до сих пор демонстрировать прямую, непрерывную связь с землей, с телом, с жизненной силой. По сути, они продолжают следовать ЭВОЛЮЦИОННОМУ пути развития, и все заметные изменения являются следствием привнесенного извне […] Азиатские цивилизации, приняв философию буддизма, нашли свой путь – путь равновесия телесного и духовного, путь гармоничного прорастания и развития, путь неторопливости постижения. И только европейская цивилизация пошла путем РЕВОЛЮЦИОННОГО развития, который и породил наш сегодняшний, технократический и техногенный мир, мир, разрываемый противоречиями, все больше увлекающий нас в бездну шизофренического существования, где работа не приносит радости, понятие «свое дело» давно забыто, а дом, семья, друзья и отдых – это «четыре большие разницы»…
Все эти проблемы современной цивилизации в том числе отражаются и в нашем неумении грамотно работать с голосом, в том, что мы все чаще забываем об изначальной, базовой информационной функции голоса, все больше навязывая ему роль простого носителя символьной информации. Иначе говоря, забиваем гвозди микроскопом и все меньше и меньше пользуемся им по назначению …»
О возможности и необходимости продолжения вокально-педагогического процесса у подростков мужского пола в пубертатном периоде
Для начала простая аналогия, например, с пианистами. Представьте себе, что мальчик, обучающийся в музыкальной школе, входит в пубертатный период и педагог запрещает ему играть до тех пор, пока этот период не закончится — то есть примерно с 13 до 17 лет. Что будет? А ничего не будет. Пианиста уже не будет, во всяком случае профессионала или хотя бы абитуриента училища и, тем более, консерватории. Наоборот, именно в этот период идёт особо интенсивное становление техники, поскольку у подростка происходит осознание процесса и возникает момент соревновательности с ровесниками-пианистами. Были данные о наблюдениях за монозиготными близнецами в течение 20-ти лет. Разница была только в том, что один мальчик обучался игре на рояле профессионально, а его брат не играл. В конце наблюдения был зафиксирован факт существенных отличий строения и развития кистей рук у пианиста, по сравнению с братом. Это можно сформулировать так: «функция сформировала орган».
Голосовой аппарат тоже орган и его тоже можно и нужно целенаправленно формировать для певческого функционирования, именно в пубертатный период, как период наибольшей пластичности организма. Вопрос – для какого пения, какой нагрузкой, какими приёмами и какое пение предшествует наступлению пубертата.
Все статьи