Книги
В. П. Морозов. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. Москва 2002
«Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники» — первая в нашей стране монография, посвященная детальному научно-экспериментальному изучению важнейшей роли резонансной системы певца в формировании высоких профессиональных качеств его голоса: силы, красоты тембра, полетности, четкости дикции, неутомимости и долговечности сценической певческой деятельности.
В. В. Емельянов. Развитие голоса. Координация и тренинг. Москва 2003
Предупреждение читателю
Автор просит читателя учесть, что со времени написания книги (1994г) сейчас – в 2013-м очень многое изменилось в ФМРГ, его структуре и в музыкальном изложении упражнений. Книга выдержала уже 7 изданий без изменений текста и оформления (кроме обложек). Автор просит не читать «Приложение» и не изучать сами упражнения, как устарелый материал. Кроме того в настоящее время не употребляется выражение «комплекс упражнений». ФМРГ сейчас является «Многоуровневой обучающей программой (педагогической технологией) и состоит из шести уровней. Вся практическая часть изложена в специальных методических пособиях, в т.ч. звуковых по уровням обучения. Это пособия являются приложениями к книге. Пособия распространяются только на семинарах-практикумах автора, и пользоваться ими можно только после очного обучения.
Нодар Андгуладзе. Homo cantor — Очерки вокального искусства. Москва 2002
Автор этой книги Нодар Андгуладзе — выдающийся грузинский певец второй половины XX века, чьему искусству рукоплескали Грузия и Россия, Германия и Италия, многие другие страны.
Книга состоит из двух частей. В первой подробно рассмотрены вопросы теории и практики вокального искусства.
Все книги
Статьи
О возможности и необходимости продолжения вокально-педагогического процесса у подростков мужского пола в пубертатном периоде
Для начала простая аналогия, например, с пианистами. Представьте себе, что мальчик, обучающийся в музыкальной школе, входит в пубертатный период и педагог запрещает ему играть до тех пор, пока этот период не закончится — то есть примерно с 13 до 17 лет. Что будет? А ничего не будет. Пианиста уже не будет, во всяком случае профессионала или хотя бы абитуриента училища и, тем более, консерватории. Наоборот, именно в этот период идёт особо интенсивное становление техники, поскольку у подростка происходит осознание процесса и возникает момент соревновательности с ровесниками-пианистами. Были данные о наблюдениях за монозиготными близнецами в течение 20-ти лет. Разница была только в том, что один мальчик обучался игре на рояле профессионально, а его брат не играл. В конце наблюдения был зафиксирован факт существенных отличий строения и развития кистей рук у пианиста, по сравнению с братом. Это можно сформулировать так: «функция сформировала орган».
Голосовой аппарат тоже орган и его тоже можно и нужно целенаправленно формировать для певческого функционирования, именно в пубертатный период, как период наибольшей пластичности организма. Вопрос – для какого пения, какой нагрузкой, какими приёмами и какое пение предшествует наступлению пубертата.
ФМРГ для неакадемического пения
Сразу ограничим репертуар. Эстрада — весьма растяжимое понятие. Строго говоря, всё, что не театр на сцене — всё эстрада. Даже исполнение «Реквиема» Верди или Моцарта, любой кантаты и оратории — это эстрада, потому что не театр. Концерт в программе которого романсы Чайковского или Шуберта — эстрада, потому что не театр. Концерт Моисеевского или Александровского (армейского) ансамблей, ансамбля «Русская песня» Н. Бабкиной — эстрада, потому что не театр. И так далее.
Песня не менее растяжимое понятие. Я не случайно позволил себе вставить некоторые ссылки. Очень рекомендую молодым читателям этого текста не пожалеть времени на просмотр этих материалов. Думаю, что вы откроете для себя много нового. В частности — уровень актёрского мастерства и эмоционального проживания песни, с которым у наших эстрадных исполнителей дело обстоит не лучшим образом.
Голос как инструмент познания себя и саморазвития
«…Если взглянуть на историю развития цивилизации, то не станет откровением утверждение о том, что в какой-то момент развитие европейской цивилизации пошло по своему, совершенно отличному от остальных пути. Цивилизации Африки, Австралии и Океании нашли свой путь в принципе сохранения, потрясающего консерватизма, который позволяет многим народам означенных частей земного шара до сих пор демонстрировать прямую, непрерывную связь с землей, с телом, с жизненной силой. По сути, они продолжают следовать ЭВОЛЮЦИОННОМУ пути развития, и все заметные изменения являются следствием привнесенного извне […] Азиатские цивилизации, приняв философию буддизма, нашли свой путь – путь равновесия телесного и духовного, путь гармоничного прорастания и развития, путь неторопливости постижения. И только европейская цивилизация пошла путем РЕВОЛЮЦИОННОГО развития, который и породил наш сегодняшний, технократический и техногенный мир, мир, разрываемый противоречиями, все больше увлекающий нас в бездну шизофренического существования, где работа не приносит радости, понятие «свое дело» давно забыто, а дом, семья, друзья и отдых – это «четыре большие разницы»…
Все эти проблемы современной цивилизации в том числе отражаются и в нашем неумении грамотно работать с голосом, в том, что мы все чаще забываем об изначальной, базовой информационной функции голоса, все больше навязывая ему роль простого носителя символьной информации. Иначе говоря, забиваем гвозди микроскопом и все меньше и меньше пользуемся им по назначению …»
Все статьи