Клуб голосового развития «ПОЙ»
Большой Факельный пер., 38А
Москва
Москва
Phone: +7(905) 762-72-06
...the site is loading

Задайте вопрос

Мы будем рады ответить на все Ваши вопросы по работе ПойКлуб

Откуда Вы узнали о Клубе

Спасибо; Ваше сообщение успешно отправлено. Ошибка! Не отмечана капча или введены некорректные данные. Ошибка сервера! Обратитесь к разработчику.

Хормейстерский лагерь «Янтарный ключ»

С 13 по 24 августа 2018г в калининградской области прошел выездной обучающий семинар для хормейстеров. В мероприятии приняли участия преподаватели и руководители хоров из 5 городов России, а также из Германии.

Основной целью семинара было передать участникам максимально практичный инструментарий современного руководителя хора или ансамбля. Передовые разработки в области хорового дирижирования, развития и защиты голоса, управления коллективом и художественными проектами — неполный список того, что участники мероприятия вынесли из этого 12-дневного учебного интенсива.

Полная фотогалерея хормейстерского лагеря

Обучением руководили:

  • ведущий консультант проекта, Виталий Андреевич Жданов:  кандидат искусствоведения, практикующий хоровой дирижер, певец, преподаватель вокала, автор методических пособий и программ дополнительного профессионального образования. Практический опыт в роли хормейстера — свыше 10 лет, включающий работу с хорами и ансамблями всех категорий: от детских до взрослых, от любительских до профессиональных и церковных;

  • и директор Клуба голосового развития «Пой» Марина-Николаевна Платова-Грашина: певица, композитор, педагог по развитию голоса, организатор культурных мероприятий, а также основатель и генеральный директор компании «Пи Эс Эм Консалтинг СНГ», бизнес-консультант и тренер по управлению проектами.

Из отзывов участников семинара:

  • Зовут меня Вера Эдуардовна Теплякова. Я живу в городе Аксай Ростовской области, под Ростовом-на-Дону. Я детский хормейстер и занимаюсь этим уже многие годы, и продолжаю заниматься, несмотря на то, что у меня уже возраст за рамками пенсионного, и все время ищу для себя новые источники информации в этой деятельности, поэтому я и попала на это мероприятие.
  • Я заинтересовалась, когда прочла фамилию Емельянов — я как раз последний год начала интересоваться именно этой методикой. Но, когда я начала по методике Емельянова заниматься самостоятельно, это было совсем не то, что я сейчас здесь увидела и сравнила. Самое опасное — понять по-своему, что-то извратить, получить неверный результат.  Это нужно получать из первых рук, каковыми являются преподаватели, обучавшие нас здесь, и надо это все систематизировать потом для себя в процессе времени.
  • Я вижу, что эта система благотворна также для всех тех людей, которые не связаны, возможно, с музыкой, но связаны с речевой деятельностью, то есть это для них тот инструмент, которым они должны пользоваться для восстановления.
  • Да, я могла бы вас рекомендовать и буду рекомендовать, и, конечно, в первую очередь хормейстерам, которые зачастую вслепую работают, не применяя никакой методики, или думают, что придерживаются этой традиционной классической, которая все хоры, как взрослые, так и детские, делает безликими.  Именно потому, что существуют одни и те же правила, которые вместе с тем на каждом отдельном голосе работают по-разному, и тут-то как раз слух хормейстера и является главным определяющим. Слышит он — значит, сможет сделать что-то со своим хоровым коллективом.

  • Мы — семья Зверевых. Наш папа Алексей, наш младший сын Роман и мама, Наталья. Я работаю в музыкальной школе, преподавателем хорового класса. Наш папа — руководитель народного коллектива, ансамбль казачьей песни «Станица», помимо этого имеет сольную вокальную практику, выступает на городских, областных мероприятиях; и наш сын — тоже музыкальный, он учится в музыкальной школе, на двух отделениях, по классу баяна и вокала, и солирует в коллективах — и у папы в «Станице», и у мамы, в детском хоровом коллективе.
    (Наталья) Мы довольны, нам понравилось, ребенок наш доволен. Вы же видели, что он частенько участвовал  в наших процессах, мероприятиях, хотя, конечно, и выдыхался быстрее, чем мы. Мы его не насилуем ничем, хочет — занимается, не хочет — отдохни, он по своей программе жил и работал. Ну, и главное что он отдохнул, перед началом учебного года. Заряд хороший, это да.

    (Алексей) Так вообщем-то все хорошо построено, информативно, конечно, такую кучу информации просто так сам, с Интернета, не натянешь, это как-то самому лениво  — да и, прямо скажем, не все там и есть, а то, что видишь, не всё понимаешь. А тут все разжевали, все просто. Виталий Андреевич супер, Марина в плане этой управленческой темы тоже супер, все супер.

 

  • Жигулина Оксана, живу в Калининграде, вокальный педагог, практикующий вокалист, работаю с детьми, играю в литературном театре и пою, естественно.
  • Вообще давно заинтересовалась этой методикой, еще в студенческие годы, попала на семинар к Виктору Вадимовичу в 93 году, будучи студенткой его курса, методика — сама через нее пропущена и результаты ощутила на себе и поэтому практикую на своих детях, на своих учениках.
  • Понравилась сама программа, конечно, очень понравилось то, что она разноплановая, помимо занятий вокалом и ФМРГ это еще и соционика, и управление проектами, и хоровое сольфеджио — в общем, много всяких составляющих.
  • Для меня, наверное, главным была хоровая практика, пение в хоре, потому что я привыкла петь солисткой, привыкла рассчитывать на себя, а тут — работа в команде, это, конечно, очень интересно.

Итак, в программу обучения входили:

  • Изучение физиологических основ работы голосового аппарата.
  • Глубокое и комплексное освоение Фонопедического метода развития голоса – авторской методики Виктора Вадимовича Емельянова, направленной на повышение уровня вокальных данных хоровых певцов в коллективе любого уровня подготовки.
  • Практики хорового сольфеджио: ладовый слух, интервальный слух, многоголосие, ритмическое чувство, исполнительская выразительность.
  • Вопросы организации мероприятий в сфере культуры, включающие проектный подход к управлению мероприятиями и аспекты практической психологии управления.
  • А также сопутствующие дисциплины.

Кроме того, мы поставили перед собой амбициозную задачу – показать, как можно за ограниченный промежуток времени собрать хор из людей, впервые встретившихся на днях и не имеющих опыта совместного пения. Разучить материал, выстроить многоголосие и достойно выступить на заключительном концерте.  Это вылилось в регулярную репетиционную хоровую работу, в ходе которой дополнительно отрабатывались различные приемы работы с хором, начиная с практик разогрева и импровизационной переработки хорового материала под текущие параметры и заканчивая элементами работы над эстетикой исполнительства и развитием стрессоустойчивости коллектива.

Особым моментом хоровой работы стало пение в различных условиях и пространствах – от шатровой конструкции «рабочей» репетиционной площадки до каменных стен отреставрированной кирхи 14го века.

Но не менее важным аспектом стало и реальное сплочение всей команды — вне зависимости от функций участников или руководителей — в единую общность – с неизбежным включением функций самоорганизации и самостоятельной работы).

В ходе работы участники проявили большой интерес к практикам психолингвистики и практической управленческой психологии, основанных на работах Карла Густава Юнга по типологизации личности. С помощью этих техник удалось не только показать механизмы взаимодействия между людьми и способы управления им, но и найти решение для нескольких конкретных проблем участников семинара.

Не менее интересным моментом обучения стало рассмотрение реальных проектов участников с позиции современного инструментария управления в культурной сфере.

Знаковым событием стал визит в наш хоровой лагерь молодежного академичского хора «Кириллица» из Калининграда под руководством  Марины Юрьевны Буковой.

Именно в этот день удалось наиболее плотно поработать с ритмическими упражнениями и импровизациями. А также объединить два незнакомых друг с другом творческих коллектива в работе над реальным музыкально-ритмическим концертным номером — практически без подготовки и «на лету.

Но помимо насыщенной учебной программы, выезд запомнился участникам еще и простой каждодневной жизнью и ежеминутными радостями. В крайне напряженных условиях существования современного хормейстера, в которой недостаток ресурсов и средств зачастую сочетается с выматывающей рутиной, необходимостью реализовать амбициозные творческие цели и поддерживать мотивацию при полной нехватки времени на обучение и саморазвитие, такая возможность сочетания труда и отдыха представилась нам крайне важной. Это подтверждают как наш собственный опыт и опыт наших многочисленных коллег, так и отзывы участников семинара.

Таким образом, дополнительной задачей лагеря было просочетать  элементы учебы с возможностью восстановления личного ресурса в экологически чистых условиях на живописном хуторе под Калининградом: с баней, катанием на лошадях, здоровой фермерской пищей, а также с экскурсионными выездами на море с осмотром достопримечательностей, которыми так богата Калининградская область – средневековых замков, кирх и старых европейских курортных городков.

Кульминацией выезда стал предпоследний день обучения, когда наш вновь созданный хор вышел на сцену Калиниградского историко-художественного музея. Со своим небольшим, но непростым репертуаром мы поучаствовали в концерте, организованном нашими друзьями из хора «Кириллица». Удивительное чувство общности, чувство друг друга и дирижера, развившиеся за эти десять дней, теплая, удивительно дружелюбная реакция публики и ее искренняя поддержка стали незабываемым финальным аккордом нашего пребывания в Калининграде.

Все эти дни мы вместе учились и отдыхали, печалились неудачам и праздновали совместные достижения. Мы стали чем-то большим, чем просто коллектив участников и преподавателей. Мы стали настоящей семьей.

Проект предполагает выход на проведение хорового лагеря «Янтарный ключ» в ежегодном формате. Хормейстеры, руководителей ансамблей и вокальные педагоги со всей России могут претендовать на участие в лагере, в том числе – в потенциале – бесплатно (в случае получения нами поддержки со стороны Фонда президентских грантов). Чтобы узнать подробности, свяжитесь с нами по телефону: +7-903-136‑51‑14, или почте: info@poiclub.net